DAILY RUSSIAN AMERICAN NEWSPAPER ON THE WEB

РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК

 



 

                                                                                                                              Маргарита Минеева

                                                                                        

Интервью прозвучало в эфире  радио  «Народная  волна» 

2 июля 2004 года.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

     Беседу с   народным артистом России, актёром  Московского Академического театра имени Моссовета  - Геннадием  Бортниковым  -  я начала  с  близкой ему пушкинской темы.

 

 

       -  Геннадий Леонидович, вы не из тех артистов, имена которых  мелькают на наших  нью-йоркских афишах.  А мы тут  скучаем по хорошему русскому языку и хорошему русскому человеку.  Сразу оговорюсь: русский человек - здесь это понятие не национальное, а географическое. 

Как вы,  человек из России,  понимаете  выражение:  «Пушкин —   наше всё»?

 

- Конечно, сознание человека, говорящего по-русски и любящего свой язык, устроено так,

что Пушкин является его первоосновой, открытием, которое мы делаем  в своей душе.  Для тех людей, в кругу которых я общался, Пушкин, безусловно, был очень многим.

           Мне посчастливилось видеть на Ордынке в доме писателя Ардова Анну Андреевну Ахматову;     многие помнят руководителя нашего театра, выдающегося режиссера Юрия Завадского - ученика Станиславского и Вахтангова; я был знаком и с Фаиной Георгиевной Раневской. Все эти люди почитали Александра Сергеевича не только как великого поэта, но как человека, с которым можно было  общаться на высокой ноте и обогащать им свою душу. Через людей, с которыми я встречался, я сделал очень много открытий в пушкинской поэзии.

 

     - А вы не обижены  на Пушкина за то, что он такой порочный, скандальный, хулиганистый, вечный должник и соблазнитель - оказался символом русской культуры? И вообще, надо ли учитывать личностные качества при оценке творчества? Это вопрос с подвохом. Мы тут недавно спорили с радиослушателями, не вычеркнуть ли нам Рихарда Вагнера из списка великих композиторов. Сравнение, конечно, некорректное, но я говорю сейчас о самом факте: личность и творчество.

 

  1. Пушкин весь в этом.  Например, мою личность с детских лет формировал Пушкин.

Меня привлекала его неординарность, его задор и хулиганистость. Мне помогали эти качества. Я обращал свой взор на Пушкина, и это помогало раскрепоститься. Я тоже человек задиристый и хулиганистый. Когда я делал первые шаги в искусстве — в театре и кинематографе, на телевидении, меня часто одергивали. Мне говорили: «Нельзя!» Но я советовался с Пушкиным  и он говорил: «Можно».

 

     - И действительно,  получается, что   можно, судя по вашим результатам.

 

2.        Пушкинский образ и авторитет мне очень помогал как юному актеру.

  Завадский любил устраивать грандиозные представления, в которых участвовала вся труппа. Это были концерты, посвященные Некрасову, Пушкину, Лермонтову.

     Помню случай, когда Завадский поручил мне читать его любимое пушкинское стихотворение «Пророк». До меня выступали великие мастера: Мордвинов, Серафима Бирман, Любовь Орлова.  Мы читали стихи, и я от волнения, поскольку шёл сразу после Орловой, прочитал вместо «шестикрылый серафим» «семикрылый серафим». На меня зашикали. Мэтры из зала мне стали подсказывать: «шестикрылый!» Я увидел волнение Орловой, Завадского, сделал паузу, поняв, что произнес что-то не то и, махнув рукой, сказал:  «Лучше я прочту более веселое стихотворение»   и стал  читать «Что смолкнул, веселия глас...».   В зале  это вызвало овацию.  А Завадский похвалил меня за находчивость и импровизацию.

 

     - Геннадий Леонидович, в 1994-м году на Центральном телевидении в России вышла программа, посвящённая "Пиковой даме". Было известно, что литератор Михайлова, по чьему сценарию ставилась телевизионная версия, рассчитывала на ваше участие в этой программе. И вы, действительно, были приглашены читать стихи Пушкина в кадре и закадровый текст. Но когда начались съемки, ваше место почему-то занял другой артист. Чем вы не пришлись ко двору на телевидении?

 

     -Такое часто бывает на съемках и на таких мероприятиях. Не сошлись характерами, у телевизионной группы были претензии. Им хотелось академичности, а во мне они учуяли  мое личное, не  схожее с их,  отношение к Пушкину.  Они заволновались и решили пригласить более покладистого актера. Хотя автор сценария – профессор Михайлова -  была обеими руками за меня. Впоследствии она опубликовала статьи, где рассказывала, как могло бы быть, если бы в передаче участвовал Бортников.

     А совсем недавно, накануне пушкинской даты, Российская Академия Словесности вручила мне Золотую академическую медаль радетеля просвещения. Я был очень рад тому, что мой скромный вклад в «пушкиниану» был учтен. Я, действительно, очень много участвовал в пушкинской теме. Побывал во всех уголках России, связанных с именем Пушкина. Я считал своим долгом внести пушкинскую мысль в драматургическое дело. В театре Моссовета шел спектакль, который я с трепетом создавал вместе с нашими актерами. Это «Маленькие трагедии». Вместе со мной работал режиссер из Армении Армен Хандикян.

Помните строки из «Каменного гостя»: «Клянусь тебе, Лаура, никогда с таким ты совершенством не играла. Как роль свою ты верно поняла! Как развила ее! С какою силой! С каким искусством!» И Лаура отвечает: «Да, мне удавалось сегодня каждое движенье, слово. Я вольно предавалась вдохновенью, слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце».

 Мой  учитель Завадский  говорил, что в этих словах  вся суть системы Станиславского.   Насколько я знаю, в Америке Станиславского чтят.  

Спектакль по «Маленьким трагедиям» пользовался огромным успехом, я был как бы ядром этого спектакля, переходил из одной трагедии в другую. Играл и Вальсингама, и Дона Гуана, и скупого рыцаря. Зритель с восторгом воспринимал  спектакль.  Видимо,  в нем был какой-то живой дух, был полет.

 

3.        О Пушкине можно говорить бесконечно, но мне хотелось бы затронуть и другие темы.

    Вы   сегодня называли несколько великих   имен.   А ведь их  немало прошло через театр Моссовета, и вам выпало счастье общаться с потрясающими артистами: Ростиславом Пляттом, Аллой Тарасовой, Василием Топорковым... У меня даже дух захватывает, когда произношу эти имена. Вы упомянули, что вашей «подружкой» была Фаина Георгиевна Раневская...

 

4.        Да, это особая статья. Мы с ней играли на сцене. У нас была большая разница в возрасте

и Раневская себя называла моей «театральной бабушкой».  Вы знаете, что Фаина Георгиевна  была связана трогательной дружбой с Анной Андреевной Ахматовой. Но, когда Раневской предлагали написать воспоминания об Ахматовой, она отвечала: «Меня Анна Андреевна в этом не уполномочивала».

     Как-то раз   по телефону, я спросил ее: «Как вы сегодня проведете день, Фаина Георгиевна?»

Она ответила: «Я сегодня очаровательно проведу  день с одним молодым человеком. Буду спать с ним в обнимку.  Это «Евгений Онегин».

     И еще такой вот маленький анекдот из реальной жизни. Раневская рассказывала свой сон, будто она отдыхает в доме отдыха в Комарово на Финском заливе.   Она прозвала этот дом «Дом имени Анны Карениной», поскольку неподалеку шумели поезда.  И вот ей снится сон, как она в Комарово идет по тропинке и вдруг видит,  между деревьев мелькает изящная фигурка А.С. Пушкина.  Она заволновалась, побежала следом: «Александр Сергеевич, мальчик мой дорогой, я ваша преданная почитательница». Пушкин повернулся в ее сторону и сказал: «Отстань. Как ты мне надоела, старая дура!»   Вот такие про себя истории рассказывала Фаина Георгиевна.

 

5.        Кстати, ещё одна знаменитая актриса -  Татьяна Ивановна Пельтцер

начинала актерскую жизнь в театре Моссовета, Но это было очень давно. Уж потом она служила в театре «Сатиры»  и  в «Ленкоме» у Марка Захарова.  Кстати, «Сатира» находится рядышком с вами, за углом.   Вы общались театрами?

 

6.        Конечно. У меня были трогательные отношения с Андреем Мироновым.

С Марией Владимировной Мироновой мы часто встречались в Ялте в нашем актерском доме отдыха.

 

7.        А с Татьяной Ивановной Пельтцер?

 

8.        А с Татьяной Ивановной Пельтцер мы вместе работали, сотрудничали. Нас иногда приглашали на телевидение для участия в детских юмористических передачах.  В некоторых из них мы с Татьяной Ивановной были партнерами.

 

9.        Между прочим, она  родилась  в один день с Пушкиным – 6 июня.   Только на  105

 лет позже.   Говорят, у неё тоже был скверный характер.

 

     - Да, она была крепкий орешек. Когда на нее навешивали какую-либо общественную нагрузку, она была очень скрупулезна и принципиальна, вплоть до скандала. Об этом написано во многих книгах воспоминаний. Но в близком кругу за чашкой чая она была  неподражаема в плане ее индивидуальности и чувства юмора. Забавный человек.

 

     - И Пельтцер, и Раневскую  я видела только в кино, но мне почему-то кажется, что в жизни они  были чем-то  похожи.

 

10.   Они общались, но работали немножко в разных музыкальных ритмах.   Когда Фаине

Георгиевне говорили о том, какая она популярная, она отвечала: «Да, почитателей много, а вот в аптеку сходить некому».

 

11.   А  я сейчас вспомнила  курьёз из жизни Татьяны Ивановны Пельтцер.

Рассказывают,  что актер Борис Новиков,  за  что-то разозлившись на нее, в сердцах брякнул: «Татьяна Ивановна, вас никто не любит, кроме народа». Наверное, каждый артист пожелал бы быть так обруган.

      Но, видимо, у нее действительно был тяжелый характер.   А вообще, бывают ли талантливые люди с легким характером? Ведь талант предполагает, прежде всего, непохожесть.

 

     - Конечно, конечно. Но все же посмотрите на Пушкина: при всей его неповторимой колкости,

в нём чувствуется и доброта - даже в злых эпиграммах. Я не думаю, что он был желчным человеком. Хотя, конечно, если говорить об упомянутых нами актерах, то нельзя позволять, по выражению Раневской, «чтобы щипала толпа».

     Только что я приехал с телевизионной съемки, там была тема Пушкина и тема режиссера Завадского, которому этим летом исполняется 110 лет. Многие его помнят, у него очень много учеников и среди актеров, и среди режиссеров.

      Сегодня мы с Маргаритой Тереховой снимались в телевизионной передаче. Смотришь на людей, кто как себя ведет. Среди знаменитых актеров есть снисходительные люди, а есть категоричные, капризные: фон не тот, свет не тот.  И им это простительно.  Ведь живой актер, который становится в кадр или выходит на сцену, отвечает сам за себя, никто ему в этот момент не поможет.  Поэтому очень много претензий и к  себе,   и  к тем,  с кем связан работой. 

 

12.   Геннадий Леонидович. А вот и ваш собственный парадоск: вы родились  Первого

апреля - вам бы всю жизнь смеяться. А вы играете серьезные роли - Раскольникова, Смердякова.  

 

13.   В отношении к делу, я серьёзный человек.  Но в общении с людьми я веселый и

разбитной.  Люблю шумную компанию, люблю общение, друзей,  которые, к сожалению, уехали в другие страны — во Францию, в Англию, в США. Некоторые из них живут в Нью-Йорке, в Бруклине. Я вспоминаю о них с большой радостью.

     В Израиле живет замечательная Нина Соломоновна Михоэлс, дочь великого Соломона Михоэлса. С ней меня связывают и дружба, и первые мои работы на сцене. Она была вторым режиссером при Завадском, выпускала спектакли.

     Очень люблю общаться с талантливыми людьми.  Иван Семенович Козловский тоже часто бывал в нашем театре, поддерживал дружеские отношения с Завадским. Так что мне посчастливилось видеться и общаться с Козловским.

 

     - Мне тоже посчастливилось однажды увидеться с ним и общаться, но он был

совсем стареньким, это было незадолго до  его ухода. Козловского пригласили на  прослушивание  одного молодого музыкального коллектива. Он сидел рядышком со мной.  Мероприятие затянулось  и мне надо  было уходить.  Иван Семёнович не отпускал меня. 

Когда я сказала, что тороплюсь на работу, он изумленно поднял брови и воскликнул: «Как?!  Вы, такая молодая и красивая, сами зарабатываете себе на  жизнь?»

 

     - Старая  школа...  

 

14.   Геннадий Леонидович, говорят, что даже самый талантливый режиссер за семь

лет работы в театре исчерпывается, успевает все сказать, режиссерские шедевры иссякают, и театр становится рутинным. Вы можете это подтвердить или опровергнуть на примере Павла Хомского? Он ведь уже почти 20 лет остаётся главным режиссером Моссовета.

 

- Хомский очень своеобразный режиссер, талантливый. Как у всякого человека, у него бывают

 и взлеты, и неудачи. Тем не менее, он усвоил тенденцию, которая существовала в театре при Завадском. Наш театр до сих пор считается в Москве очень демократичным театром  для интеллигенции. Поэтому к нам тянутся актеры, уже прославившиеся в кино или на телевидении. Свои первые шаги на сцене они мечтают сделать именно в театре Моссовета, который всегда охотно открывает двери для новых талантов. Это качество Хомский позаимствовал у  Юрия Завадского.

     Что касается семилетнего срока, то режиссеры бывают очень разные. Можно ходить

по разным театрам, делать удачные постановки. Но ведь у режиссера есть еще одна функция: руководить громадным коллективом. В Москве большинство знаменитых театров остались в статусе репертуарных. Это стабильная громадная труппа, целый комплекс. Поэтому быть художественным руководителем театра — это очень большая и ответственная работа.

 

15.   Сейчас один из самых дебатируемых и актуальный вопросов в театральных кругах: что же все-таки  предпочтительнее - репертуарный театр или антреприза?  Имеет ли смысл содержать такую огромную труппу?

 

16.   Опыт показывает, что в России зритель все-таки любит репертуарный театр. И актерам

моего поколения, и помладше, и постарше  очень интересно, когда есть репертуарный театр.  Допустим, в какие-то годы я играл в месяц по 12-15 спектаклей. Среди них было три-четыре названия. Нужно быть в очень хорошей форме, чтобы целый месяц выходить не в одной какой-то роли, а в очень разных ролях. Сегодня — Шекспир, завтра — Островский, послезавтра — знаменитая  инсценировка по Генриху Бёллю  «Глазами клоуна».

 

17.   Геннадий Леонидович, вы ведь сейчас не только играете, но и ставите свои

спектакли и в театре «Сфера», и в театре имени А.С.Пушкина. А в спектакле «Капризы Марианны», вы заняли вообще все позиции: и режиссер, и сценограф, и художник по костюмам. Это от недостатка средств или от стремления выразиться в разных ипостасях?

 

     - Конечно, это стремление самовыразиться. Но у меня там есть прекрасный помощник — молодой режиссер Леша Литвин. Тем не менее, я немало сделал для спектакля, сочинил тексты для песен...

Сейчас ведь очень сжатые сроки. Для того чтобы сработаться с приглашенным поэтом или композитором, чтобы он почувствовал взращенное тобой зерно, требуется время. Поэтому я беру эти обязанности на себя, тем более что опыт у меня есть. И фотографии, и тексты, и инсценировки... Так легче ощущать себя хозяином спектакля.

 

     - Вы теперь можете играть, и ставить в разных театрах, оставаясь при этом кадровым артистом театра Моссовета. Прежде руководители и режиссеры театров категорически протестовали против этого. Почему?

 

     - Была какая-то ревность. Казалось, что актер себя выхолащивает, если работает в разных областях. Театр очень не рекомендовал мне сниматься в кино. Как только у меня появлялась    работа в кинематографе, театр тут же занимал меня  значительной работой в спектакле. То есть стоило заявить, что уходишь на какой-то период в кино, тут же получал  громадную и интересную роль в театре.  Я, конечно, предпочитал игру в театре. Как можно ради какого-то Васи или Пети, даже в хорошем фильме, отказаться от шекспировской роли? Я играл очень много. Играл пьесы Теннеси Уильямса, Эдварда Олби, Гарольда Пинтера.  Главное — чтобы хватало сил.

 

В первый раз я вас увидела  в спектакле «Глазами клоуна».  Он  шёл в  «Моссовете» очень много лет  и стал вашей визитной карточкой.  Я не знаю, есть ли   сейчас этот  спектакль в репертуаре.  Но не  в связи ль с ролью Ганса Шнира вас назвали   «русский Жерар Филипп»  после гастролей во Франции?

 

1.      Да, такое сравнение было, вся пресса об этом кричала.  Но это было ещё до спектакля 

«Глазами  клоуна».

 

Вы тогда проявили неслыханный патриотизм, не согласившись остаться   во Франции. Это было гражданское решение или вы руководствовались другими соображениями?

 

2.      Да, было дело. Тогда я был еще очень юн.  Мы показывали на фестивале в Париже три

спектакля: «Дядюшкин сон» по Достоевскому, где я был занят в небольшой, но значительной роли. Я играл уездного учителя Васю, возлюбленного героиней Зинаидой. Играл маленькую роль в «Маскараде».  А моим  дебютом на сцене была роль в пьесе Виктора Розова «В дороге».

     Сначала это был киносценарий, я начал на Мосфильме сниматься в этой роли у знаменитых режиссеров Михаила Калотозова и Сергея Урусевского, авторов   фильма «Летят журавли». Я был приглашен на главную роль, но по идеологическим причинам сценарий был закрыт и съемки приостановлены. Не прошло и полугода, как меня пригласили в театр Моссовета и предложили сценическое воплощение того же  сценария.  Спектакль «В дороге» был моим триумфом в Париже. Были предложения остаться, но я еще так мало сыграл на сцене к тому времени, а у меня в перспективе и «Гамлет», и «Братья Карамазовы»...

 

3.      Но ведь «Гамлета» вы все-таки не сыграли.

 

4.      Да, Завадский начал работу, но заболел и не завершил ее.  А насчёт  патриотизма, так дело

было не  в нём, а в том, что во Франции мне бы пришлось учить язык. А в России я уже успел добиться успеха. Ну, а теперь уже я проработал в театре Моссовета 40 лет.

 

Да.  Этот год   у вас   юбилейный. Сейчас я угадаю, насколько вы молоды. Я это определяю по уровню скепсиса в крови.

  Скажите, в театре есть талантливая молодежь?

 

5.      Есть. Сейчас я ставил пьесу Мюссе «Прихоти любви, или Капризы Марианны», и занял там

почти всех молодых артистов. Они работают самозабвенно. Мне, правда, приходится немножко окунать их в мир поэзии, молодежь разучилась владеть поэтическим словом. Даже классическую прозу они  разучились читать. Этот вопрос меня очень волнует. Когда они услышали, что я буду ставить Мюссе,  взялись за эту работу с восторгом. Я думаю, что к открытию сезоны мы уже грянем премьеру.

 

     - Вы  совсем не  скептик, Геннадий Леонидович.  Оттого и выглядите юным.

 

      Что касается того, как я выгляжу и как существую...  Есть у нас такой журнал «Атмосфера», где была целая подборка с моими фотографиями и моими высказываниями.

      Есть журнал «Друг» для любителей кошек и собак. Я любитель животных, и в этом журнале тоже есть мое интервью. Меня даже уговорили сняться в московском театре зверей имени Дурова, которым руководит народная артистка Наталья Дурова. И я снялся вместе с дрессированными животными. Так что я все время киплю в работе, я публичный человек. Меня видят в театре, в журналах, я появляюсь на телевидении.

 

6.      Как вы проводите досуг? Бываете ли в Доме актера? Что там новенького кроме

 всегда новой Маргариты Александровны Эскиной?

 

7.      Маргарита Александровна — замечательный человек, легендарный человек. У нас в

России принято говорить, что живем в трудное, суровое время. А когда приходишь на Старый Арбат к Маргарите, там всегда царит теплая, дружеская обстановка. Где еще я встретился бы с такими замечательными актерами: сидит, попивает кофе с коньячком Армен Джигарханян. Рядом — Татьяна Доронина. Тут  появляется Юрий Яковлев... Очень много приятных встреч,  круг общения. Это просто отдохновение.

 

     - Еще я хотела спросить вас о Татьяне Кирилловне Окуневской.  Вы с ней дружили и, кажется, были  на ее последнем дне рождения?

 

     - Да, хотя она обычно не  праздновала свой день рождения. Вместо него она отмечала

«Татьянин день». А тут знаменитый переводчик  Виктор Суходрев и другие уговорили Татулю (так звали Окуневскую близкие люди) устроить день рождения.

     У нас с Татьяной Кирилловной были очень трогательные отношения. Она с моих юных лет смотрела все мои спектакли. Окуневская была доброжелательным человеком, но в то же время не стеснялась делать резкие, критические замечания. Я тоже любил над ней подтрунить, над ее любвеобилием. Иногда она   плакалась мне «в  жилеточку». При этом  она очень любила расставлять людей на нужное место.  Татьяна Кирилловна  была прекрасным физиономистом и могла дать человеку оценку буквально за пять минут общения. Так, что дружба с ней была мне и очень дорога, и полезна.   И, конечно, меня взволновала ее судьба.  Многие помнят, что она   жестоко пострадала.  Но, несмотря на  трагическую судьбу, она сохранила и женственность, и неистребимое желание любить.  До последних дней она оставалась прекрасной женщиной, на все сто...

 

     Этот разговор мог бы продолжаться ещё долго.  Но эфирное время было на исходе, и пора было завершать встречу.   Как же я не люблю часы!  Они мне очень мешают жить...  

 

===================================================

 

 

 

 



 



Hosted by uCoz