|
DAILY RUSSIAN AMERICAN NEWSPAPER ON THE WEB |
Маргарита Минеева
Интервью
прозвучало в эфире радио «Народная волна»
2 июля 2004
года. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Беседу
с народным артистом России,
актёром Московского Академического
театра имени Моссовета -
Геннадием Бортниковым - я
начала с близкой ему пушкинской темы. - Геннадий Леонидович, вы не из тех артистов,
имена которых мелькают на наших нью-йоркских афишах. А мы тут
скучаем по хорошему русскому языку и хорошему русскому человеку. Сразу оговорюсь: русский человек - здесь
это понятие не национальное, а географическое. Как вы, человек
из России, понимаете выражение:
«Пушкин — наше всё»? - Конечно, сознание человека, говорящего по-русски и
любящего свой язык, устроено так, что Пушкин является его первоосновой, открытием, которое мы делаем в своей душе. Для тех людей, в кругу которых я общался,
Пушкин, безусловно, был очень многим. Мне посчастливилось видеть на
Ордынке в доме писателя Ардова Анну Андреевну Ахматову; многие помнят руководителя нашего
театра, выдающегося режиссера Юрия Завадского - ученика Станиславского и
Вахтангова; я был знаком и с Фаиной Георгиевной Раневской. Все эти люди
почитали Александра Сергеевича не только как великого поэта, но как человека,
с которым можно было общаться на
высокой ноте и обогащать им свою душу. Через людей, с которыми я встречался,
я сделал очень много открытий в пушкинской поэзии. - А вы не
обижены на Пушкина за то, что он такой
порочный, скандальный, хулиганистый, вечный должник и соблазнитель - оказался
символом русской культуры? И вообще, надо ли учитывать личностные качества
при оценке творчества? Это вопрос с подвохом. Мы тут недавно спорили с
радиослушателями, не вычеркнуть ли нам Рихарда Вагнера из списка великих
композиторов. Сравнение, конечно, некорректное, но я говорю сейчас о самом
факте: личность и творчество.
Меня привлекала его неординарность, его задор и хулиганистость. Мне
помогали эти качества. Я обращал свой взор на Пушкина, и это помогало
раскрепоститься. Я тоже человек задиристый и хулиганистый. Когда я делал
первые шаги в искусстве — в театре и кинематографе, на телевидении, меня
часто одергивали. Мне говорили: «Нельзя!» Но я советовался с Пушкиным и он говорил: «Можно». - И действительно, получается,
что можно, судя по вашим результатам. 2.
Пушкинский образ
и авторитет мне очень помогал как юному актеру. Завадский любил устраивать грандиозные представления,
в которых участвовала вся труппа. Это были концерты, посвященные Некрасову,
Пушкину, Лермонтову. Помню случай, когда Завадский
поручил мне читать его любимое пушкинское стихотворение «Пророк». До меня
выступали великие мастера: Мордвинов, Серафима Бирман, Любовь Орлова. Мы читали стихи, и я от волнения, поскольку
шёл сразу после Орловой, прочитал вместо «шестикрылый серафим» «семикрылый
серафим». На меня зашикали. Мэтры из зала мне стали подсказывать:
«шестикрылый!» Я увидел волнение Орловой, Завадского, сделал паузу, поняв,
что произнес что-то не то и, махнув рукой, сказал: «Лучше я прочту более веселое
стихотворение» и стал читать «Что смолкнул, веселия
глас...». В зале это вызвало овацию. А Завадский похвалил меня за находчивость и
импровизацию. - Геннадий Леонидович, в 1994-м году на
Центральном телевидении в России вышла программа, посвящённая "Пиковой
даме". Было известно, что литератор Михайлова, по чьему сценарию
ставилась телевизионная версия, рассчитывала на ваше участие в этой
программе. И вы, действительно, были приглашены читать стихи Пушкина в кадре
и закадровый текст. Но когда начались съемки, ваше место почему-то занял
другой артист. Чем вы не пришлись ко двору на телевидении? -Такое часто бывает на съемках
и на таких мероприятиях. Не сошлись характерами, у телевизионной группы были
претензии. Им хотелось академичности, а во мне они учуяли мое личное, не схожее с их, отношение к Пушкину. Они заволновались и решили пригласить более
покладистого актера. Хотя автор сценария – профессор Михайлова - была обеими руками за меня. Впоследствии
она опубликовала статьи, где рассказывала, как могло бы быть, если бы в
передаче участвовал Бортников. А совсем недавно, накануне
пушкинской даты, Российская Академия Словесности вручила мне Золотую
академическую медаль радетеля просвещения. Я был очень рад тому, что мой
скромный вклад в «пушкиниану» был учтен. Я, действительно, очень много
участвовал в пушкинской теме. Побывал во всех уголках России, связанных с именем
Пушкина. Я считал своим долгом внести пушкинскую мысль в драматургическое
дело. В театре Моссовета шел спектакль, который я с трепетом создавал вместе
с нашими актерами. Это «Маленькие трагедии». Вместе со мной работал режиссер
из Армении Армен Хандикян. Помните строки из «Каменного гостя»: «Клянусь тебе, Лаура, никогда с таким ты
совершенством не играла. Как роль свою ты верно поняла! Как развила ее! С
какою силой! С каким искусством!» И Лаура отвечает: «Да, мне удавалось сегодня каждое движенье, слово. Я вольно
предавалась вдохновенью, слова лились, как будто их рождала не память
рабская, но сердце». Мой учитель Завадский говорил, что в этих словах вся суть системы Станиславского. Насколько я знаю, в Америке Станиславского
чтят. Спектакль по «Маленьким трагедиям» пользовался огромным
успехом, я был как бы ядром этого спектакля, переходил из одной трагедии в
другую. Играл и Вальсингама, и Дона Гуана, и скупого рыцаря. Зритель с
восторгом воспринимал спектакль. Видимо,
в нем был какой-то живой дух, был полет. 3.
О Пушкине можно говорить бесконечно, но мне хотелось бы
затронуть и другие темы. Вы сегодня называли несколько великих имен.
А ведь их немало прошло через
театр Моссовета, и вам выпало счастье общаться с потрясающими артистами:
Ростиславом Пляттом, Аллой Тарасовой, Василием Топорковым... У меня даже дух
захватывает, когда произношу эти имена. Вы упомянули, что вашей «подружкой»
была Фаина Георгиевна Раневская... 4.
Да, это особая
статья. Мы с ней играли на сцене. У нас была большая разница в возрасте и
Раневская себя называла моей «театральной бабушкой». Вы знаете, что Фаина Георгиевна была связана трогательной дружбой с Анной
Андреевной Ахматовой. Но, когда Раневской предлагали написать воспоминания об
Ахматовой, она отвечала: «Меня Анна Андреевна в этом не уполномочивала». Как-то раз по телефону, я спросил ее: «Как вы сегодня
проведете день, Фаина Георгиевна?» Она ответила: «Я сегодня очаровательно проведу день с одним молодым человеком. Буду спать
с ним в обнимку. Это «Евгений Онегин».
И еще такой вот маленький
анекдот из реальной жизни. Раневская рассказывала свой сон, будто она
отдыхает в доме отдыха в Комарово на Финском заливе. Она прозвала этот дом «Дом имени Анны
Карениной», поскольку неподалеку шумели поезда. И вот ей снится сон, как она в Комарово
идет по тропинке и вдруг видит, между
деревьев мелькает изящная фигурка А.С. Пушкина. Она заволновалась, побежала следом:
«Александр Сергеевич, мальчик мой дорогой, я ваша преданная почитательница».
Пушкин повернулся в ее сторону и сказал: «Отстань. Как ты мне надоела, старая
дура!» Вот такие про себя истории
рассказывала Фаина Георгиевна. 5.
Кстати, ещё одна знаменитая актриса - Татьяна
Ивановна Пельтцер начинала актерскую жизнь в театре Моссовета, Но это
было очень давно. Уж потом она служила в театре «Сатиры» и в
«Ленкоме» у Марка Захарова. Кстати,
«Сатира» находится рядышком с вами, за углом. Вы общались театрами? 6.
Конечно. У меня
были трогательные отношения с Андреем Мироновым. С Марией
Владимировной Мироновой мы часто встречались в Ялте в нашем актерском доме
отдыха. 7.
А с Татьяной Ивановной Пельтцер? 8.
А с Татьяной
Ивановной Пельтцер мы вместе работали, сотрудничали. Нас иногда приглашали на
телевидение для участия в детских юмористических передачах. В некоторых из них мы с Татьяной Ивановной
были партнерами. 9.
Между прочим, она
родилась в один день с Пушкиным
– 6 июня. Только на 105 лет позже. Говорят, у неё тоже был скверный характер.
- Да, она была крепкий орешек. Когда на нее навешивали какую-либо
общественную нагрузку, она была очень скрупулезна и принципиальна, вплоть до
скандала. Об этом написано во многих книгах воспоминаний. Но в близком кругу
за чашкой чая она была неподражаема в
плане ее индивидуальности и чувства юмора. Забавный человек. - И Пельтцер, и Раневскую я видела только в кино, но мне почему-то
кажется, что в жизни они были чем-то похожи. 10.
Они общались, но
работали немножко в разных музыкальных ритмах. Когда Фаине Георгиевне
говорили о том, какая она популярная, она отвечала: «Да, почитателей много, а
вот в аптеку сходить некому». 11. А я сейчас вспомнила курьёз из жизни Татьяны Ивановны Пельтцер. Рассказывают,
что актер Борис Новиков,
за что-то разозлившись на нее,
в сердцах брякнул: «Татьяна Ивановна, вас никто не любит, кроме народа».
Наверное, каждый артист пожелал бы быть так обруган. Но, видимо, у нее действительно был
тяжелый характер. А вообще, бывают ли
талантливые люди с легким характером? Ведь талант предполагает, прежде всего,
непохожесть. - Конечно, конечно. Но все же
посмотрите на Пушкина: при всей его неповторимой колкости, в нём чувствуется и доброта - даже в злых эпиграммах. Я не думаю, что он
был желчным человеком. Хотя, конечно, если говорить об упомянутых нами
актерах, то нельзя позволять, по выражению Раневской, «чтобы щипала толпа». Только что я приехал с
телевизионной съемки, там была тема Пушкина и тема режиссера Завадского,
которому этим летом исполняется 110 лет. Многие его помнят, у него очень
много учеников и среди актеров, и среди режиссеров. Сегодня мы с Маргаритой
Тереховой снимались в телевизионной передаче. Смотришь на людей, кто как себя
ведет. Среди знаменитых актеров есть снисходительные люди, а есть
категоричные, капризные: фон не тот, свет не тот. И им это простительно. Ведь живой актер, который становится в кадр
или выходит на сцену, отвечает сам за себя, никто ему в этот момент не поможет. Поэтому очень много претензий и к себе,
и к тем, с кем связан работой. 12. Геннадий
Леонидович. А вот и ваш собственный парадоск: вы родились Первого апреля - вам бы всю жизнь смеяться. А вы играете
серьезные роли - Раскольникова, Смердякова.
13.
В отношении к
делу, я серьёзный человек. Но в
общении с людьми я веселый и разбитной. Люблю шумную компанию, люблю общение,
друзей, которые, к сожалению, уехали в
другие страны — во Францию, в Англию, в США. Некоторые из них живут в
Нью-Йорке, в Бруклине. Я вспоминаю о них с большой радостью. В Израиле живет замечательная
Нина Соломоновна Михоэлс, дочь великого Соломона Михоэлса. С ней меня
связывают и дружба, и первые мои работы на сцене. Она была вторым режиссером
при Завадском, выпускала спектакли. Очень люблю общаться с
талантливыми людьми. Иван Семенович
Козловский тоже часто бывал в нашем театре, поддерживал дружеские отношения с
Завадским. Так что мне посчастливилось видеться и общаться с Козловским. - Мне тоже посчастливилось однажды
увидеться с ним и общаться, но он был совсем
стареньким, это было незадолго до его
ухода. Козловского пригласили на
прослушивание одного молодого
музыкального коллектива. Он сидел рядышком со мной. Мероприятие затянулось и мне надо
было уходить. Иван Семёнович не
отпускал меня. Когда я сказала,
что тороплюсь на работу, он изумленно поднял брови и воскликнул: «Как?! Вы, такая молодая и красивая, сами
зарабатываете себе на жизнь?» - Старая школа... 14. Геннадий
Леонидович, говорят, что даже самый талантливый режиссер за семь лет работы в театре исчерпывается, успевает все
сказать, режиссерские шедевры иссякают, и театр становится рутинным. Вы
можете это подтвердить или опровергнуть на примере Павла Хомского? Он ведь
уже почти 20 лет остаётся главным режиссером Моссовета. - Хомский очень своеобразный режиссер, талантливый. Как
у всякого человека, у него бывают и взлеты, и неудачи. Тем не менее,
он усвоил тенденцию, которая существовала в театре при Завадском. Наш театр
до сих пор считается в Москве очень демократичным театром для интеллигенции. Поэтому к нам тянутся
актеры, уже прославившиеся в кино или на телевидении. Свои первые шаги на
сцене они мечтают сделать именно в театре Моссовета, который всегда охотно
открывает двери для новых талантов. Это качество Хомский позаимствовал у Юрия Завадского. Что касается семилетнего
срока, то режиссеры бывают очень разные. Можно ходить по разным театрам, делать удачные постановки. Но ведь у режиссера есть
еще одна функция: руководить громадным коллективом. В Москве большинство
знаменитых театров остались в статусе репертуарных. Это стабильная громадная
труппа, целый комплекс. Поэтому быть художественным руководителем театра —
это очень большая и ответственная работа. 15. Сейчас один из
самых дебатируемых и актуальный вопросов в театральных кругах: что же
все-таки предпочтительнее -
репертуарный театр или антреприза?
Имеет ли смысл содержать такую огромную труппу? 16.
Опыт показывает,
что в России зритель все-таки любит репертуарный театр. И актерам моего
поколения, и помладше, и постарше
очень интересно, когда есть репертуарный театр. Допустим, в какие-то годы я играл в месяц
по 12-15 спектаклей. Среди них было три-четыре названия. Нужно быть в очень
хорошей форме, чтобы целый месяц выходить не в одной какой-то роли, а в очень
разных ролях. Сегодня — Шекспир, завтра — Островский, послезавтра —
знаменитая инсценировка по Генриху
Бёллю «Глазами клоуна». 17. Геннадий
Леонидович, вы ведь сейчас не только играете, но и ставите свои спектакли и в театре «Сфера», и в театре имени
А.С.Пушкина. А в спектакле «Капризы Марианны», вы заняли вообще все позиции:
и режиссер, и сценограф, и художник по костюмам. Это от недостатка средств
или от стремления выразиться в разных ипостасях? - Конечно, это стремление самовыразиться. Но у меня там есть прекрасный
помощник — молодой режиссер Леша Литвин. Тем не менее, я немало сделал для
спектакля, сочинил тексты для песен... Сейчас ведь очень сжатые сроки. Для того чтобы сработаться с приглашенным
поэтом или композитором, чтобы он почувствовал взращенное тобой зерно,
требуется время. Поэтому я беру эти обязанности на себя, тем более что опыт у
меня есть. И фотографии, и тексты, и инсценировки... Так легче ощущать себя
хозяином спектакля. - Вы теперь можете играть, и ставить в
разных театрах, оставаясь при этом кадровым артистом театра Моссовета. Прежде
руководители и режиссеры театров категорически протестовали против этого.
Почему? - Была какая-то ревность. Казалось,
что актер себя выхолащивает, если работает в разных областях. Театр очень не
рекомендовал мне сниматься в кино. Как только у меня появлялась работа в кинематографе, театр тут же
занимал меня значительной работой в
спектакле. То есть стоило заявить, что уходишь на какой-то период в кино, тут
же получал громадную и интересную роль
в театре. Я, конечно, предпочитал игру
в театре. Как можно ради какого-то Васи или Пети, даже в хорошем фильме,
отказаться от шекспировской роли? Я играл очень много. Играл пьесы Теннеси
Уильямса, Эдварда Олби, Гарольда Пинтера.
Главное — чтобы хватало сил. — В первый раз
я вас увидела в спектакле «Глазами клоуна». Он
шёл в «Моссовете» очень много
лет и стал вашей визитной
карточкой. Я не знаю, есть ли сейчас этот спектакль в репертуаре. Но не
в связи ль с ролью Ганса Шнира вас назвали «русский Жерар
Филипп» после гастролей во Франции? 1.
Да, такое
сравнение было, вся пресса об этом кричала.
Но это было ещё до спектакля «Глазами клоуна». — Вы тогда проявили неслыханный патриотизм, не согласившись остаться во Франции. Это было гражданское решение или вы руководствовались другими соображениями? 2.
Да, было дело.
Тогда я был еще очень юн. Мы
показывали на фестивале в Париже три спектакля:
«Дядюшкин сон» по Достоевскому, где я был занят в небольшой, но значительной
роли. Я играл уездного учителя Васю, возлюбленного героиней Зинаидой. Играл
маленькую роль в «Маскараде». А
моим дебютом на сцене была роль в
пьесе Виктора Розова «В дороге». Сначала это был киносценарий,
я начал на Мосфильме сниматься в этой роли у знаменитых режиссеров Михаила
Калотозова и Сергея Урусевского, авторов
фильма «Летят журавли». Я был приглашен на главную роль, но по
идеологическим причинам сценарий был закрыт и съемки приостановлены. Не
прошло и полугода, как меня пригласили в театр Моссовета и предложили
сценическое воплощение того же
сценария. Спектакль «В дороге»
был моим триумфом в Париже. Были предложения остаться, но я еще так мало
сыграл на сцене к тому времени, а у меня в перспективе и «Гамлет», и «Братья
Карамазовы»... 3.
Но ведь «Гамлета» вы все-таки не сыграли. 4.
Да, Завадский
начал работу, но заболел и не завершил ее.
А насчёт патриотизма, так дело было
не в нём, а в том, что во Франции мне бы
пришлось учить язык. А в России я уже успел добиться успеха. Ну, а теперь уже
я проработал в театре Моссовета 40 лет. — Да. Этот год
у вас юбилейный. Сейчас я
угадаю, насколько вы молоды. Я это определяю по уровню скепсиса в крови. Скажите, в театре есть талантливая
молодежь? 5.
Есть. Сейчас я
ставил пьесу Мюссе «Прихоти любви, или Капризы Марианны», и занял там почти всех
молодых артистов. Они работают самозабвенно. Мне, правда, приходится немножко
окунать их в мир поэзии, молодежь разучилась владеть поэтическим словом. Даже
классическую прозу они разучились
читать. Этот вопрос меня очень волнует. Когда они услышали, что я буду
ставить Мюссе, взялись за эту работу с
восторгом. Я думаю, что к открытию сезоны мы уже грянем премьеру. - Вы совсем не скептик, Геннадий Леонидович. Оттого и выглядите юным. Что касается того, как я
выгляжу и как существую... Есть у нас
такой журнал «Атмосфера», где была целая подборка с моими фотографиями и
моими высказываниями. Есть журнал «Друг» для
любителей кошек и собак. Я любитель животных, и в этом журнале тоже есть мое
интервью. Меня даже уговорили сняться в московском театре зверей имени
Дурова, которым руководит народная артистка Наталья Дурова. И я снялся вместе
с дрессированными животными. Так что я все время киплю в работе, я публичный
человек. Меня видят в театре, в журналах, я появляюсь на телевидении. 6.
Как вы проводите досуг? Бываете ли в Доме актера? Что
там новенького кроме всегда новой
Маргариты Александровны Эскиной? 7.
Маргарита
Александровна — замечательный человек, легендарный человек. У нас в России
принято говорить, что живем в трудное, суровое время. А когда приходишь на
Старый Арбат к Маргарите, там всегда царит теплая, дружеская обстановка. Где
еще я встретился бы с такими замечательными актерами: сидит, попивает кофе с
коньячком Армен Джигарханян. Рядом — Татьяна Доронина. Тут появляется Юрий Яковлев... Очень много
приятных встреч, круг общения. Это
просто отдохновение. - Еще я
хотела спросить вас о Татьяне Кирилловне Окуневской. Вы с ней дружили и, кажется, были на ее последнем дне рождения? - Да, хотя она обычно не праздновала свой день рождения. Вместо него
она отмечала «Татьянин
день». А тут знаменитый переводчик
Виктор Суходрев и другие уговорили Татулю (так звали Окуневскую
близкие люди) устроить день рождения. У нас с Татьяной Кирилловной были очень
трогательные отношения. Она с моих юных лет смотрела все мои спектакли.
Окуневская была доброжелательным человеком, но в то же время не стеснялась
делать резкие, критические замечания. Я тоже любил над ней подтрунить, над ее
любвеобилием. Иногда она плакалась
мне «в жилеточку». При этом она очень любила расставлять людей на
нужное место. Татьяна Кирилловна была прекрасным физиономистом и могла дать
человеку оценку буквально за пять минут общения. Так, что дружба с ней была
мне и очень дорога, и полезна. И,
конечно, меня взволновала ее судьба. Многие
помнят, что она жестоко
пострадала. Но, несмотря на трагическую судьбу, она сохранила и
женственность, и неистребимое желание любить.
До последних дней она оставалась прекрасной женщиной, на все сто...
Этот разговор мог бы
продолжаться ещё долго. Но эфирное
время было на исходе, и пора было завершать встречу. Как
же я не люблю часы! Они мне очень
мешают жить... =================================================== |