Маргарита Минеева.
«Я пытаюсь не потеряться в
хаосе жестокостей»
(Последнее интервью Клары
Лучко)
В последнюю
субботу марта 2005 года навсегда ушла из жизни
народная артистка СССР - Клара
Степановна Лучко.
Совсем не за долго до того её
последнее интервью прозвучало в эфире
американской радиостанции «Народная волна».
На вопрос, в
чём секрет её красоты Клара Лучко
отвечала: «Этот секрет внутри
каждого из нас. Это доброжелательность, надежда, любопытство и откровенность
души". Именно об этом и о многом другом
мы говорили с Кларой Степановной тем
холодным воскресным утром по
телефону. На протяжении двух часов линия «Нью-Йорк – Москва»
работала безупречно.
Позднее этот материал был напечатан в газете «Новое
Русское Слово» и в интернет-журнале «Zelen.ru».
Здесь я
предлагаю выдержки из нашего диалога.
__________
- Какое всё-таки чудо – эти современные коммуникации. Клара
Степановна, могли ль вы ещё 20 лет назад подумать, что будете, забыв про океан
между нами, вот так просто общаться с соотечественниками, говорить о том,
что для нас и для вас одинаково дорого
и живёт, независимо от географии - о русской культуре…
-Знаете,
я даже разволновалась. Ведь я разговариваю со своими земляками через
годы, через океан, через такие просторы, через такое количество судеб…
- А для нас само ваше имя - Клара Лучко
- в сочетании со словами «советское кино» даёт такой
магический сплав ассоциаций,
чувств, воспоминаний, что в традиционное
интервью всё не вместить. Поэтому я постараюсь не столько задавать вопросы, сколько
просто наводить вас на темы, а уж ваша память сделает свое дело.
-Давайте
попробуем.
- Вы выглядите молодо, я бы даже сказала –
стильно, и это диссонирует с немодными нынче вашими манерами, интеллигентностью,
обходительностью. Сейчас актуально
другое: агрессивность, напористость. Непохоже, что вы обладаете этими качествами…
- Вы знаете,
нет и даже, не сожалею об этом. Я думаю,
что мы все очень разные, а время сложное, тяжелое. Действительно, люди становятся прагматиками, заботятся
о себе, о своей семье. Все остальное их, как бы, не касается. Но я, какой была, такой осталась - как в
песне из «Кубанских казаков». Может быть,
во мне говорит мое провинциальное происхождение: я все-таки родилась
в селе, жила в Полтаве на Украине.
Я не завистлива
и даже не ревнива, и от этого мне легко жить. Эти ненужные чувства только съедают человека
изнутри. А у меня на душе спокойно. Я благожелательно
отношусь к людям, радуюсь, если у
моего товарища удача. Ведь то, что ему
принадлежит, так и будет - только его. И чего ж я буду завидовать? Я себе своё приобрету. Я также не сужу людей, даже тех, которые
стараются как-то устроиться за счёт
других. Я их прощаю, потому что, думаю, они совпали со временем. Это такие люди и такое время.
Я не совпала.
- Значит, кинообраз, который вы пронесли
через всю вашу актёрскую жизнь, этот
символ чистоты человеческих отношений,
верности, надежности, доброты -
отражает ваше собственное мировоззрении…
- И в жизни,
и в кино эти образы актуальны. Должны быть актуальными. Я считаю, что это
неправильно - культивировать уродливые стороны жизни. Сейчас на экране
постоянно происходят убийства, насилия, грабежи. Люди к этому привыкают и
начинают воспринимать, как норму. А
когда то же самое случается в жизни, для
них это уже не событие. Ну, убил и
убил. Даже мультфильмы сейчас очень жестокие. В них действующие лица
с огромными зубами, открытой пастью, страшными глазами… Они кричат, глотают,
убивают. Нельзя воспитывать
детей в жестокости. Нельзя.
- У каждой актрисы, независимо
от мнения зрителей, критиков, от
её послужного списка, есть свой главный фильм. У вас это…
- Я не могу
сказать, что это один фильм. У меня всего фильмов больше пятидесяти
и, верите ли, я даже не помню всех названий.
Это звучит, как шутка, но у фильмов такая же судьба, как у людей. И встречи с фильмами, как с людьми: бывает, снялась и забыла. А бывает – на всю
жизнь, как «Кубанские казаки».
- … а бывает даже, что фильмы, как люди
болеют, а потом выздоравливают. И это тоже случилось с “Кубанскими
казаками”.
- Совершенно
верно. У этого фильма трудная судьба. Когда картина вышла, все в неё
влюбились. А потом вдруг стали ругать…
-
… ругали за соц-не-реализм. Фильм, действительно, не был похож на
реальность. Но столько в нём было радости,
света и мечты. А, кто, собственно,
сказал, что кино должно быть похоже на
жизнь? Клара Степановна, вы думаете,
что искусство должно отражать действительность или пусть бы оно себе
рисовало картинки-мечты, радовало глаз, душу, удерживало тепло в сердце?
- Я понимаю
вас и, думаю, вы правы. Есть фильмы,
которые, действительно, отражают время, показывают искалеченные
души людей, жизни неудачников. И пусть будут. Но есть и другие фильмы
- добрые, как мечта. И они тоже
необходимы. Фильм «Кубанские казаки» вышел в первые десятилетия после
войны и люди измученные, потерявшие друг друга, отчаявшиеся, приходили
в кино, чтоб забыть о своей боли. Они слушали лирические песни, смотрели
красочный фильм и думали: «Ну вот,
пройдёт немного времени, мы отстроимся, залечим военные раны, и у нас будет
такая жизнь». Ведь и в Америке было тяжелое время, а выражение
“хеппи-энд” стало международным. Человеку нужна мечта. Как же я могу не любить “Кубанские казаки”?
На этой картине я стала актрисой.
Вот так: снялась никому не известная Лучко и вдруг стала всем известная.
- А всё-таки обидно было, когда фильм
ругали?
- Конечно,
обидно. Потому, что это было не заслуженно. Никто же не говорил, что время
такое-сякое родило такую картину. Критиковали по принципу: «Я три раза смотрел “Кубанские казаки”,
но я согласен, что это не соответствует действительности”. Так ведь, к этой картине и не нужно подходить
с позиций исторической правды. Это просто мюзикл. Кстати, мы снимали в совхозе-миллионере
“Кубань”. Кубань тогда была житницей
страны, и в этих огромных совхозах,
действительно, жилось неплохо. Другое дело, что таких мест в Советском
Союзе было не много. Но, речь шла не о том.
- Бердяев говорил, что русский человек
презирает реальность, он презирает
жизнь такую, какая она есть и весь устремлен к построению некоего
"града Китежа", к царству Божью на земле. «Кубанские казаки» как раз подтверждение тому. В этом фильме не было лжи. Просто там была наивная мечта. Но, нужно сказать, что эту тотальную мечтательность сам же народ оплатил
семьюдесятью годами ненормального
существования. Все мечтали о
прекрасной жизни, живя при этом в нищете
и не пытаясь изменить эту реальность.
Теперь другой менталитет, но он чреват и другими пороками –
бездуховностью, например…
- Вы
правы. Каждое время имеет свои недостатки. Но картина наша всё же, вошла в Золотой
фонд кино.
- Клара Степановна. Вы ведь, на самом
деле, казачка, пусть и не кубанская.
Возможно, вам не понравится тема, которой я коснусь, но обойти её
невозможно. Я говорю об участии казаков
в массовых расстрелах, о сотрудничестве с фашистами…
- Это очень
сложный вопрос. Говорили об этом много, и каждый говорил, как ему
было выгодно. А люди, которые ничего про это не знали, представляли
всё по-своему. Я сама запорожская казачка и мои родные - деды, прадеды казаки. Это сильные люди, у которых
есть своя гордость, свое достоинство. Они воины, они работяги.
И они всегда хорошо жили потому,
что работали с утра до ночи. А
власть у них всё отбирала. Вот и судите. Что же касается предательства,
то предатели были и среди русских, и среди других национальностей.
-
Вернёмся к приятным темам. Ваш фильм «Двенадцатая
ночь”, наверное, был одним из самых
сложных, хотя у зрителей создавалось впечатление, что в нём вы не играли, а
«витали»…
-
Спасибо. Это самая высокая оценка, которую я слышала. Не должны быть видны рабочие швы. Актер должен
жить в роли естественно, независимо от
того, как далеко от него время, в котором он вдруг оказался. Манера шекспировских героев - походка,
жесты, костюм, шпага - атрибуты, которые были тогда каждодневными
- должны присутствовать в моей жизни
так, как будто я с этим живу и теперь. Это непросто, но зритель не должен об
этом догадываться. Я брала свой костюм со съёмок в гостиницу и не снимала
его до самого вечера. Я привыкала к этому костюму. Лишь, когда я достигала
состояния комфорта, чувствовало что мне легко и приятно, что все это мое
– вот тогда я обретала уверенность. Вы, наверное, говорите об этом?
-
Да, именно об этом. И ещё - о
перевоплощении. В фильме “Двенадцатая ночь”, вы играли сразу три роли: Виолу, брата Себастьяна и юношу Цезарио,
за которого выдает себя Виола. Сегодня, наверное, проще сыграть женщину, переоблачившуюся в мужчину: кругом
столько образцов для подражания.
А в те годы - с вашей-то женственность играть мужчину…
-Одно дело
играть переодетую в мужской костюм женщину, а другое – настоящего
мужчину. Зрители все знают, что Цезарио - это переодетая женщина. И, если
что-то у меня не так, то они мне прощают, просто подумают: «а вот здесь она
себя выдала». То есть, это даже в какой-то мере работает на драматургию
образа. А вот Себастьян – это, действительно, молодой человек. Вивьен Ли
когда-то играла в американском фильме “Двенадцатая
ночь”. Но она играла только Виолу и
Цезарио. Себастьяна играл другой артист - мужчина. Конечно, я сначала
струсила, но потом как-то свыклась с мыслью. Я нашла
другую походку, жесты, голос
другой. И все получилось.
-На вашем счету около 60 фильмов.
Первый из них вышел в 1948 году.
У вас не было трёх попыток, для
победы, как бывает в спорте. Ваше имя
сразу засияло в ореоле славы...
-Тьфу-тьфу, как говорят. Я удачливый человек. Ко мне судьба всегда поворачивалась
хорошей стороной. Я приехала в Москву из маленького города и с
первой же попытки поступила в институт.
Меня пригласил знаменитый Пырьев - и первая же картина принесла
мне успех. У меня не было этих известных трех попыток, обязательных для
победы. Как-то всё само собой сразу получалось. Я благодарна судьбе за всё.
-
Вот только что вы говорили о Пырьеве,
но учились-то у Сергея Аполлинариевича Герасимова. Были одной из лучших студенток, а Ульяну
Громову в его «Молодой гвардии» сыграли
не вы…
- А
знаете, произошло просто недоразумение. На экзамене за четвёртый курс Ульяну Громову играла я. В романе
Фадеева, Ульяна - лирическая
героиня. Она любила стихи, из всех молодогвардейцев была самой духовной
девушкой. Это мне было сродни. Фадеев видел меня на экзамене и очень хвалил.
А потом так случилось, что я заболела и долго отсутствовала. А когда
вернулась, уже играла Нонна Мордюкова. Ну, так бывает, ничего не поделаешь.
Вначале я переживала, а потом поняла, что в кино случается полно неожиданностей
и надо быть готовой ко всему.
- Пырьев, Герасимов, Довженко, Хейфец,
Пудовкин, Юткевич - от одних только имён голова кружится. Вы работали с ними со всеми. Наивно
спрашивать, с кем из этих великих вам было интереснее. Но всё же,
они такие разные…
- Герасимов
учил нас, не подавляя своей личностью. Он искал в каждом индивидуальность,
старался ее подчеркнуть, и поэтому
все, кто учился у Герасимова, и сами стали личностями в кино.
Юткевич – это режиссер-эрудит. В кругу кинематографистов
- актеров, режиссеров было не так много людей его уровня. При этом на
съёмках он был очень мягким и сговорчивым.
Пудовкин -
сплошной темперамент. С ним было не то, что трудно работать -
невыносимо. Он был вспыльчив, нетерпелив, полон эмоций. С ним было очень
не просто. Но это был Пудовкин, и мы его боготворили.
Хейфец - удивительно тонкий режиссер, он
ничего не навязывал, только выскажет какое-то замечание, и ты уже понимаешь, что нужно делать.
Он никогда не объяснял, не показывал, просто давал свободу актеру, а потом
выбирал то, что нужно для роли.
- Говорят, у Пырьева был совершенно несносный характер. У вас с ним
возникали конфликты?
- Перед тем как ехать в экспедицию на съёмки
«Кубанских казаков», мы записывали песни в радиокомитете. Это, ведь,
и понятно, что песни, которые в фильме исполнялись на грузовике, или в поле,
были записаны в студии. Вот тогда я
впервые увидела, каков Пырьев в работе. Однажды, я потеряла дар речи от
страха: «как же я буду сниматься, если во время съёмок он будет со мной обращаться
так же, как с актерами во время записи музыки. Я ведь и рта не смогу
открыть. Но Пырьев был гениальный режиссёр. Он хорошо понимал, кто и как
реагирует на его крики и топанья ногами. Когда он увидел мои испуганные лаза,
то сообразил, что из меня такими методами ничего не выдавить. Поэтому со
мной он был очень деликатен и, если я что-то не так делала, он
оглядывался по сторонам, ища, на ком бы сорвать злость. А потом снова
поворачивался ко мне и говорил: “Деточка, понимаешь, вот это надо делать
вот так”. Он на меня ни разу не закричал,
никогда.
- Теперь – о личном. Сергей Владимирович Лукьянов, замечательный
русский артист, был вашим мужем. Он
сыграл в “Кубанских казаках” главную роль - председателя колхоза
Гордея Ворона. На съёмках вы с ним и познакомились, А потом…
- а потом.… Знаете, Маргарита, я даже не сразу поняла, что это и есть любовь. Это
было первое чувство. Что-то во мне происходило, но, что это - я понять не могла. Я не знала, что любовь - это страдания,
переживания, бессонные ночи. Сергей Владимирович был старше меня на 15
лет. К тому времени у него уже сложилась актерская судьба, было
имя. Он мне казался очень взрослым…
Да, мы познакомились на картине и сразу после
окончания съёмок поженились. Мы были очень счастливы. Но случилась беда: он
слишком рано ушел из жизни.
- Тяжело терять тех, кто уходит навсегда. Но для оставшихся жизнь
продолжается. А бывает любовь вторая,
третья?
- Я думаю - да. У меня так и произошло. Через
несколько лет я вышла замуж за известного журналиста Дмитрия
Мамлеева. Мы уже много лет вместе.
Знаете. главное, это понимать друг друга. Я часто уезжаю на съёмки,
в экспедиции. Он никогда не упрекает
меня за то, что дома что-то не так, что я чего-то не успеваю. Он понимает, что такое работа, и
я его понимаю. Поэтому, наверное, мы и живём так хорошо.
- Долгий брак в творческой семье – не частое явление. С одной такой яркой
парой вы были хорошо знакомы. Я говорю о
Григории Александрове и Любови
Орловой…
- Впервые я увидела афишу Любови Петровны Орловой
с Александровым еще, когда жила в Полтаве. Мы с девчонками побежали
за билетами, пропустили школу, попали на дневной концерт и, с замиранием
сердца, я слушала Александрова.
Он был, действительно, очень хорош собой. Особенно у него были красивые
руки. Я это запомнила.
А потом
выступала Любовь Петровна. Она оказалась маленького роста, изящная,
в очень нарядном платье. Она хорошо пела, а когда все закончилось, мы
с подружками, дождались наших кумиров у служебного выхода и пошли за ними,
рассматривая Орлову. И вдруг она повернулась и обратилась прямо
ко мне: “Девочка, где здесь у вас букинистический магазин?” Я не знала, что такое букинистический.
Я училась в украинской школе и многих слов по-русски не знала. Она догадалась
об этом и объяснила: “Ну, там, где продают старые книги”. Я быстро
сообразила, и ответила ей. А потом я
очень гордилась тем, что разговаривала с самой Любовью Орловой.
И вот
прошли годы, я уже снялась в нескольких картинах и вдруг узнаю, что делегация
от кино едет в Канны. Руководит группой Григорий Васильевич Александров.
Естественно, в составе делегации едет Любовь Петровна Орлова. В группу
включена и я.
Представляете, Любовь Орлова - с детства мой
кумир, недоступный, как божество. И
вдруг я с ней еду в Канны. Мы - члены делегации. На равных!
Должна вам сказать, что почтение, которое у
меня было к ней с детства, осталось на всю жизнь. Я относилась к ней
очень трепетно и с большой любовью. И она отвечала мне заботой и добротой.
Там в Каннах репортёры одолевали нас. Газеты
очень хорошо обо мне писали: называли меня «прелестная девушка, со
свежестью пастушки», а киноманы толпились в очереди за автографом.
Однажды, на одной из улиц Канн произошёл со мной
курьёзный случай. Толпа любителей автографов лавиной двинулась на меня и я,
отступая назад, уткнулась в витрину ресторана. Представляете, я её выдавила,
эту витрину. Стекло вывалилось.
Испугалась ужасно. Первая мысль была: «как я
расплачусь за выдавленное стекло»? Я
была просто в оцепенении. Но тут появился хозяин того самого ресторана.
На его лице сияла улыбка. Я не сразу поняла, чему он так радуется. Только потом
сообразила: вокруг куча документалистов. Всё случившееся они снимали на плёнку
и значит, скоро тысячи зрителей увидят вывеску его ресторана. Хозяин
поблагодарил меня за рекламу.
- А вы говорите, что не снимаетесь в рекламе…
- Да, я отказываюсь. Мне как-то позвонили и
предложили контракт. Даже сказали, что там, где должна стоять сумма, они ничего не напишут. Я могу сама назвать цену.
А я даже не представляла, сколько это может стоить. И не интересовалась. Я отказалась сразу. Не хотела быть на экране шесть раз в день в
течение долгого времени, пока будет
крутиться эта реклама…
Актёр, который непрерывно рекламирует
зубочистки или ещё что-то, не может создать полноценный классический образ в
кино или в театре. Подумать только: со
мной в фильме на экране происходят трагические события - я плачу, страдаю
- а люди в это время ассоциируют меня с суповыми кубиками. Нет, я не соглашаюсь сниматься в
рекламе.
- Наверное, вы правы. Трудно представить себе Клавдию из «Цыгана», в рекламном ролике. Кстати,
говорят, что телевизионная серия “Цыган”
появилась на экранах, благодаря вашим усилиям.
У вас были какие-то особые отношения с тогдашним председателем Комитета
по радиовещанию и телевидению Лапиным?
-Я до того никогда не видела Ларина и не была с ним знакома. Но мне сказали,
что от него зависит запуск картины в производство. Я позвонила его
секретарю, представилась - я ведь была уже известная актриса - и попросила
назначить мне встречу с председателем Комитета. Мне перезвонили буквально через
двадцать минут и пригласили приехать прямо сразу.
Я приехала. Лапин очень внимательно
выслушал меня и спросил: “Скажите честно, действительно ли это хороший
материал и может получиться хорошая картина?”. Я ему пообещала, что
картина будет иметь успех. “Я вам верю”, - сказал он, позвонил в производственный
отдел и дал распоряжение запускать в производство. Вот и все.
- Но вы не только пробили картину, вы почти навязали режиссеру
Александру Бланку на главную роль артиста Михая Волонтира...
- Нет, нет. Я не навязывала. Просто я уже была
утверждена на роль Клавдии, а режиссер всё никак не мог найти Бодулая. Мы уже
устали ли проб. Однажды приехал из
провинции человек маленького роста, с огромным носом, какие-то у него,
как проволочки, завитые длинные
волосы, маленькие плечи, худенький, щупленький. Я на него глянула
и думаю: «нет, я его любить не могу, ну - никак». И говорю режиссеру:
“Саша, ну как же я буду с ним сниматься, это просто невозможно”. А
режиссёр в ответ, как будто мою мысль продолжает: «Клара. Он похож на Иисуса
Христа, а мне надо иметь дело с земным человеком». В общем, мы оба
поняли, что кандидат нам не подходит. А время поджимало. И тут я вспомнила
молдавского артиста Михая Волонтира. «Вот идеальное лицо для этого цыгана»,
– сказала я режиссёру. В тот же день к
Волонтиру послали ассистента режиссера,
и он согласился сниматься.
- Клара Степановна. Вы - великая
актриса, русская украинка с казачьими корнями. Если произнести
все эти слова враз, то представляется сильный, мужественный образ. И
совсем не такой воздушный, как показалось в начале нашего разговора…
- А я и не воздушная. Знаете, я могу растеряться,
что-то не сделать, я бываю не уверенна
в себе. Но, прожитые годы и жесткая жизнь в кино сделали из меня сильную
женщину. Иначе бы ничего не получилось. Я ничего не добиваюсь, я просто
живу. Но, то, что я делаю, делаю как можно лучше. И в этом отношении я
сильная. Если нужно, то, не умея плавать
- поплыву, не умея грести - буду грести, не умея прыгать с высоты –
прыгну. Я буду делать всё, потому
что это надо для кино, для роли.
- Жесткая жизнь сейчас не только в кино. Вы интересуетесь политикой?
-Я знаю, что кругом происходит, но я не политик. Правда, меня приглашают в политические
шоу, серьезные. Я высказываю свою точку зрения. Мне, наверное, проще: от меня мало, что
зависит. Но я всегда говорю то, что
думаю. Не лукавлю, не подстраиваюсь
ни под кого, не стараюсь быть такой,
какой кому-то нужно. Я просто нормальный человек, который говорит
то, что думает.
- И все-таки, что вам нравится и что удручает сегодня в России?
- Меня удручают больше всего - дети. Каждый шестой ребенок у нас болен, рождается
больным. Много беспризорных, много детей не учатся в школе, бродяжничают. Много неблагополучных
семей.
Вот я играла такую тетю Марусю, которая
выкормила и вырастила двух чужих детей. После этого фильма я получила
много писем из разных детских домов. Писали дети о том, что они любят меня «за добрые глаза и ласковые руки».
Понимаете, значит, им не хватает материнской ласки, у них нет дома, семьи.
Они стараются казаться взрослее и самостоятельнее, но на самом деле, они просто
дети.
Я очень переживаю
за людей, которые бедно живут, и если я могу помочь, то обязательно
помогаю. А о чем говорят политические деятели, меня мало интересует.
- В одном из интервью вы рассказывали, что ваше детство прошло без подарков,
без дней рождений, без новогодних елок. Откуда же в вас эта
доброта, лучезарность, сердечная энергия? Ведь все начинается с детских воспоминаний.
- Я жила
с бабушкой. Это была мамина родная сестра, но мы называли её бабушкой. В ней было столько юмора и доброты, что это заменяло мне всё, чем
обычно взрослые стараются украсить жизнь ребёнка. Я с ней прожила почти всю
свою жизнь. От неё у меня эта, как вы точно выразились, сердечная энергия.
-
Вашу счастливую актёрскую судьбу творили такие блестящие режиссеры как Иосиф
Ефимович Хейфец, Сергей Иосифович Юткевич, Ян Борисович Фрид, Александр
Бланк, кажется, тоже - не титульной
национальности.… А потом вам за
заслуги в кинематографе Законодательное собрание Краснодарского
края подарило автомобиль - белую
“Волгу”. Того самого Краснодарского
края, где много лет губернаторствовал самый ярый антисемит батька
Кондратенко, …
- Я понимаю, о чём вы говорите. Для меня это не вопрос. В Полтаве,
где я росла, есть улица Шолом-Алейхема. Там жило много евреев. И в школе,
где я училась, половина ребят были евреи. Моя лучшая подруга Рита Морис - еврейка.
Антисемитизм и вообще отношение к малым народам для меня не понятно. Достаётся и хохлам - я сама украинка -
и грузинам, и евреями, и татарами. Но я этого не понимаю. Я воспринимаю
человека по тому, что он делает. Для меня - это главное. Ведь и цыган
многие не любят, а вот нашего Цыгана все
полюбили…
- Ваш внук живёт в Монреале…
Да. Саша окончил
университет, потом двухгодичную академию, нашел хорошую работу. Там и
женился. Я несколько раз была у него. Очень по нему скучаю. Но мне бы там делать
было нечего. Я без своей работы не могу жить. Внука люблю больше жизни,
но и без работы не могу. Да и вообще, мой дом здесь: иду по Москве, все здороваются,
меня узнают… Если у меня дурное настроение,
я выхожу на улицу, вижу глаза, которые
мне рады и все плохое улетучивается.
- Наверное, это взаимный процесс.
Ваша улыбка так ослепительна, как бывает только в юности…
- Вы знаете, те, кто могут открыто улыбаться,
всегда молоды. Открытый человек не держит камня за пазухой. Он не накопил ни зла, ни врагов.
- Клавдия Степановна, вы всегда красиво
и стильно одеты, а ваша страсть к шляпам всему свету известна. Вы и
прежде слыли красавицей, и теперь держите строку в рейтинге. Откуда этот
уникальный дар: с возрастом не растерять, а
приумножить женское обаяние и привлекательность?
-Я пытаюсь
не потеряться в хаосе жестокостей.
- Видимо правда, что не так важно платье, которое женщина надевает
на свое тело, как выражение, которое
она носит на своем лице.
- Вы нашли очень точные слова, Маргарита, спасибо
вам. И вообще, спасибо за то, что вы меня
отыскали, пригласили. За эту беседу
спасибо.
- А ведь могла и не застать вас дома.
До начала эфира вы сказали мне, что только вернулись из Петербурга. Что
вы там делали?
-Там
снимается сериал - тринадцать полуторачасовых
фильмов. Очень серьезная и большая работа. Из-за неё я теперь живу в поезде.
Я даже специально купила удобный
маленький чемоданчик для этих переездов.
- Вы нам расскажете про этот фильм?
- Пока скажу только, что придумал всё молодой
сценарист. Он же и режиссёр. Я играю украинскую женщину – хозяйку большой
семьи. Всё. Больше ничего не скажу...
Мы
не успели попрощаться. Внезапно
связь оборвалась. Предвосхищать творческие планы - дурной знак...
1
июля 2005 года Кларе Степановне Лучко
исполнилось бы 80 лет.
______________________
Интервью прозвучало на радио
«Народная волна» в конце 2004 года и было напечатано в газете «Новое Русское Слово» 30 марта 2005 года, когда Клары Степановны
уже не было с нами…
______________________
Клара Степановна Лучко родилась на Украине 1
июля 1925 года. Окончила ВГИК в 1948г.,
курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. В 1951г. стала лауреатом Государственной премии СССР (за роль в
"Кубанских казаках"), также она являлась лауреатом премии Гильдии
актеров кино России "За выдающийся вклад в профессию", народной
артисткой СССР. В 2000 году Институт Географии в Кембридже (штат Массачусетс,
США) присудил Кларе Лучко титул "Женщина тысячелетия". В 2000г. в издательстве "Совершенно
секретно" вышла автобиографическая
книга "Виновата ли я".